Осипова Мария Михайловна, воспитатель
Календарно- тематическое планирование первой младшей группы.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» г. Западная Двина
Рабочая программа I младшей группы - ясли (возраст: 2 – 3 года) на 2021-2022 учебный год
Воспитатели: Осипова Мария Михайловна Зосимова Любовь Ивановна
г.Западная Двина
Содержание
I. Целевой раздел 1.Пояснительная записка 1.1.Введение Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателем МАДОУ детский сад»Берёзка»: Осиповой М.М. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, края, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в МАДОУ детский сад «Берёзка» Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождениядо школы» под редакциейН. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойв соответствии с ФГОС. Рабочая программа первой младшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» в соответствии с ФГОС (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. В основе разработки программы: -Федеральный государственный образовательный стандарт
-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., разработанная в соответствии с ФГОС. -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666). -Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» г.Западная Двина. - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы первой младшей группы «Капельки» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Целью рабочей программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, знакомства с художественной литературой). 2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи: · охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; · обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); · обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; · создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; · объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; · формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; · обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; · формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; · обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; · определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого). Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями государства Россия. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: · воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду. · формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе) · формирование представлений о животном и растительном мире родного края; Познавательный материал равномерно распределен по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе, поэтому воспитателями первой младшей группы используется тематическое планирование. Темы различны по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении этой работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является: · проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни; · желание слушать, читать книги с общественной тематикой; · наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).
1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы Рабочая программа первой младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами: · полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; · индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); · содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; · поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей; · приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; · формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; · возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); · учёт этнокультурной ситуации развития детей. · обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования. Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС: · соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); · соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); · обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей. Основными участниками реализации программы являются: дети раннего возраста, родители (законные представители), педагоги. Первая младшая группа от 2 до 3 лет–количество детей 25 чел. Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность. Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности. Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это: - игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисования, лепки, аппликации); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой – либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Общие сведения о группе. В Iмладшей группе на начало учебного года 14 человек, из них: 10 мальчиков и 4 девочки. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы.
Социальный паспорт группы № 12 на 2021– 2022 учебный год Семьи: Многодетные: __4__ Мать-одиночка: __1__ Инвалиды: __0__
1.5.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
1.6.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (формируемая часть) 3 года
Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Ребенок имеет первичные представления о своей семье, доме, родном городе Воронеж (ближайшем социуме), природе Воронежской области. Проявляет интерес к народному творчеству. Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.
II.Содержательный раздел 2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми первой младшей группы (2-3года) образовательных областей
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: · социально-коммуникативное развитие; · познавательное развитие; · речевое развитие; · художественно эстетическое развитие; · физическое развитие.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) с детьми направлено на · усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; · развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; · становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; · формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; · формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Содержание психолого-педагогической работы: 2-3 года: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками: - обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию; - создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания; - стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение; - закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня; - обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения; - удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично; - предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников; - знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов; - формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним; -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий: - совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности; -содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - прививать знания основ безопасности; - формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий; - объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; - приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными; -предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем; - добиваться выполнения правил дорожного движения. По развитию трудовой деятельности: -обучать элементарным навыкам самообслуживания (умения и порядка одевания /раздевания), опрятности: -воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым; -учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (младший воспитатель моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.); -приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя. Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формируемая часть) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.). (Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. )
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности. Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры. Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности. Основные виды сюжета в раннем дошкольном возрасте. Первичным и наиболее простым является обозначение и развертывание действий с предметами в игре. Следующий способ – ролевое поведение реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции. Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли. Дидактические игры Цель: Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Задачи: Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.). Игра с правилами Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности. Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры. Игра с правилами также имеет свои культурные формы, классифицируемые по кругу задействованных в них компетенций. Игра на физическую компетенцию, подразумевающая конкуренцию на подвижность, ловкость, выносливость; игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью, и не связан со способностями играющих. Также как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу. Сначала это - простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, Подвижные игры Цель: -Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. -Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). Театрализованные игры Цель: -Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). -Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). -Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Задачи: Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть)предполагает: · развитие любознательности и познавательной мотивации: · развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; · побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание психолого-педагогической работы: 2-3 года:
Формирование познавательных действий, становление сознания: · - обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев; · - способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка; · - целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Развитие воображения и творческой активности: · создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей; · В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. · Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. · Способствовать пониманию пространственных соотношений. · Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). · По окончании игры приучать убирать игрушки на место. · Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. · Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. · Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.). · учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.) Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении - содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей Развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию; способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы. Формирование первичных представлений о себе, других людях о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Предметное и социальное окружение · Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. · Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. · Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). · Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Ознакомление с природой · Знакомить детей с доступными явлениями природы. · Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) , называть их. · Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка) · в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц. · Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). · Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. · Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка,изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.Закреплять умение называть свое имя. Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (формируемая часть) Предполагает развитие у детей интереса к народному календарю, приметы которого доступны пониманию дошкольников (прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.), национальному быту русского народа, традиционным и обрядовым праздникам, русским народным играм. (Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада». - М. Мозаика-Синтез 2013г. Формирование у детей представления и первичных знаний о природе своей малой родины, традициях, обычаях и ремеслах родногокрая.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Познание»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть) включает: · владение речью как средством общения и культуры; · обогащение активного словаря; · развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; · развитие речевого творчества; · развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; · знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; · формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание психолого-педагогической работы: 2-3 года:
По развитию всех компонентов устной речи, практическому овладению нормами речи Формирование словаря · На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. · Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Наденьке вазочку для цветов», «Возьми синий фломастер», «Спой песенку маленькому зайчонку»); называть их местоположение («Грибок на нижней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Попрыгай, как зайчонок»). Обогащение активного словаря: · расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка; · обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; · глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); · прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, · наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,жарко, скользко). · Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу годадошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: · побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе; · побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме; · упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой», · поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; · помогать детям отвечать на простейшие («кто?», «что?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «кто летит?», «кому?», «какой?», «где?», «зачем?», «когда?», «куда?»). · способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; · Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Звуковая культура речи · Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов), · Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания. · Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). Грамматический строй речи · Совершенствовать грамматическую структуру речи. · Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). · Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Гусь-гусек, куда пошел ты?») Развитие связной диалогической и монологической речи: · - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; · - способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); · -поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке и др. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: · - развивать речевое дыхание и речевое внимания; · - формировать правильное звукопроизношение; · - побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя); Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Восприятие художественной литературы: · -формировать потребность и интерес к чтению; · Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой. · -приучать детей слушать народные сказки, песенки, авторские произведения; · -сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра, формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения; · -поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (формируемая часть) Речевое развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с народном календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства. «Программа по развитию речи в детском саду» О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, 2010г.Мозаика-Синтез. Приобщение дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже знакомых. Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Речевое развитие»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть) предполагает · развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; · становление эстетического отношения к окружающему миру; · формирование элементарных представлений о видах искусства; · восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; · стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; · реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание психолого-педагогической работы: 2-3 года: По развитию продуктивной деятельности Рисование · Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. · Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. · Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). · Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге. · Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать 8 декабря 2021 в 20:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.